|
Подвижные и неподвижные антенныФиксированная антенна наводится на один спутник и жестко фиксируется, в процессе эксплуатации она остается неподвижной. В общем случае на такую антенну принимаются сигналы единственного спутника, хотя, при соблюдении некоторых условий можно принимать сигналы еще одного-двух соседних спутников. Подвижная антенна (полярная подвеска) оборудуется двигателем, и ее можно поворачивать, наводя на разные спутники. С одной стороны, такая антенна обладает большими возможностями. С другой стороны, в приемной установке с подвижной антенной, кроме механического узла — полярной подвески, — требуется еще специальный двигатель (актюатор) и устройство, которое обеспечивает автоматическое наведение антенны (позиционер). Система получается более дорогой, более сложной в настройке и, к сожалению, менее надежной из-за наличия электромеханических узлов. На самом деле, деление антенн на «полярные» и «фиксированные» весьма условно. Для антенн от 60 см до 1.2 м производятся так называемые «мотоподвесы» — устройства, сочетающие в себе полярную подвеску и двигатель с редуктором (например, Jaeger SMR-90U), а иногда еще и позиционер (Sat-Control SM3D12). С их помощью фиксированную антенну можно легко превратить в подвижную. Антенна снимается со штатного кронштейна, на ее место устанавливается «моторизованный подвес», и уже на вал «подвеса» ставится та же самая антенна — теперь она «полярная». Антенны большего диаметра, как правило, выпускаются в двух версиях — с фиксированной или полярной подвеской. Это, например, отечественные антенны марки «Супрал» диаметром 1.65м 1.8 м, 2.0 м и 2.4 м. Если Вы приобрели такую антенну в фиксированной версии, то переделка ее в полярную может оказаться проблемой, потребуется не добавить, а заменить часть деталей подвески. С другой стороны, антенну в полярной версии всегда можно использовать в качестве фиксированной. Вместо актюатора (электропривода с телескопическим штоком-толкателем) устанавливается самодельная штанга — отрезок трубы или уголка с двумя отверстиями на концах. После этого антенна настраивается на один спутник, как фиксированная. Когда у владельца появятся деньги и желание, вместо штанги он может поставить актюатор, подключить его через позиционер к ресиверу и настроить антенну, как полярную, для приема множества спутников. Настройка фиксированной антенны предполагает поворот в двух плоскостях, по азимуту и углу места, поэтому некоторые продавцы и пользователи называют фиксированные антенны «антеннами с азимутально-угломестной подвеской» или попросту «азимуталками», в отличие от антенн с полярной подвеской («полярок»). Тут может возникнуть путаница. Существует третий вид подвески для подвижных антенн — подвески типа «азимут-угол места». Антенны с такими подвесками оборудуются двумя двигателями, один поворачивает антенну в горизонтальной плоскости (по азимуту), другой — в вертикальной плоскости (по углу места). Такие антенны еще более сложны в управлении и дороги, поэтому в индивидуальных приемных системах они не используются. Их можно встретить в профессиональных системах для приема сигналов со спутников, находящихся на наклонных орбитах. Это старые спутники, которые выработали свой ресурс и уже не могут точно удерживаться на геостационарной орбите. Такой спутник начинает выписывать в небе «восьмерку», размер которой со временем увеличивается. Чтобы качественно принять сигнал «болтающегося» спутника, необходимо круглосуточно подстраивать антенну, следя за его перемещениями. Для управления антенной с подвеской «азимут-угол места» используется не позиционер, а более сложное устройство — следящая система. |
|
||||||||